Размер транспортировок пассажиров и пассажирооборот, выполняемый автобусами на междугородных маршрутах, в СССР постоянно усиливается.
Расписание Москва перемещения автобусов междугородного сообщения составляют с учетом пассажирооборота, рассчитанных промежутков перемещения автобусов, вместительности автобусов и их спортивных свойств, отдаления транспортировок, состояния авто дорог. Его разрабатывают работники службы работы автотранспортных заводов.
При подготовке расписания перемещения автобусов и работы автолюбителей в особенности принципиально осуществить уместный выпуск автобусов в самом начале дня с двух концов маршрута. Это сложно производить на загородных чертах.
При таких раскладах нужно бросать на ночь автобус в конечных пунктах линии, по-другому первый путь из города должен быть открыт весьма рано, чтобы путь в город сходился с потребностью населения. На рис. 11.2, а представлен образец видео графика для автобусного маршрута длиной 150 км.
Первый автолюбитель, встретив автобус в авто гараже, выбывает на автобусную установку Но и оттуда в 10 ч 00 мин отправляется по маршруту. На автобусной установки Б он отдыхает 30 мин и направляется в обратный путь. На установки А происходит замена автолюбителей и нужное техобслуживание автобуса. 2-й автолюбитель начинает 2-й путь с установки А в сей день в 19 ч 00 мин и имеет долгий отдых (10 ч 00 мин) на установки Б (ночлег).
На 2-й день данный автобус начинает перемещение с установки Б в 5 ч 30 мин. Так что, расписание автобуса в этом случае составляют не на 1, а на 2 дня (духдневный курс), при этом работать на линии при этом должно в обязательном порядке парное количество автобусов с тем, чтобы перемещение начиналось синхронно со станций Но и Б. .
Есть разные способы составления расписаний движения муниципальных автобусов, предусматривающие использование ЭВМ, что дает возможность спроектировать свежее расписание на протяжении незначительного промежутка времени. Это принципиально, в связи с тем что расписание должно изменяться при изменении пассажиропотоков либо числа автобусов на маршруте. Собирание же расписания вручную — трудоемкая и долгая процедура.
В расписании должны быть обозначены: время исхода каждого автобуса из парка и начало перемещения по маршруту; пункт начала перемещения по маршруту и совместная продолжительность работы автобуса; длительность обеденного перерыва; время ввода автобусов в расписание «после отстоя»; время замены автобусных команд и их обеденные нарушения; время и пункты завершения работы любого автобуса на маршруте; время выступления и прибытия в парк.
Междугородные транспортировки, в большинстве случаев, длительные и требуют образования для пассажира некоторых комфортных критерии для поездки. Удобность поездки в автобусе гарантируется довольно большими и комфортными креслами, стандартной освещенностью зала, сильной обзорностью, радио- и телефикацией зала и т. д. К значительным моментам удобства относится также степень заполнения салона, кротость подвески и качество вождения.
Чтобы сделать нужные критерии при ожидании автобусов, автомобильную полосу пассажирских известий оснастят автовокзалами, пассажирскими установками и автопавильонами.
Автовокзалы разделяются на классы исходя из их пропускной возможности: I класс — более 20 автобусов/ч; II класс— 11—20; III класс — 7—10; IV класс — до 6 автобусов/ч.
Выработавшиеся критерии для междугородных транспортировок пассажиров автобусами демонстрируют, что главная часть маршрутов транспортировок приходится на маршруты относительно незначительный длине. Так, к примеру, в РСФСР перевозки на дистанцию до 200 км составляют 80% и лишь около 4% это транспортировки на маршрутах, которые имеют протяженность более 300 км.
По всем правилам компании пассажирских перевозок на постоянных междугородных транспортировках пассажиров должны использоваться следующие системы компании труда автолюбителей:
одиночная езда — в автобусе на протяжении всего времени выражения на маршруте действует 1 автолюбитель (протяженность маршрута до 140 км);
вставная езда— автобус обслуживается командой водителей, замена которых выполняется на границах соседних отделов (плеч), утверждаемых в пунктах размещения транспортных заводов либо в иных городах;
сменно-групповая езда — за некоторыми автобусами фиксируют команду автолюбителей. Любой автолюбитель действует на различных автобусах, а на установленном отделе (плече) маршрута.
Одиночная езда используется, в большинстве случаев, на маршрутах, где кругооборот автобуса происходит на протяжении замены водителя. При вставной езде любой автолюбитель действует в одном автобусе на установленном плече маршрута. Вставная езда используется на маршрутах длиной не менее 250 км.
Сменно-групповая езда используется на маршрутах протяженностью не менее 250 км при большой частоте перемещения. При междугородных транспортировках, исполняемых с пребыванием автолюбителя в автобусе длительностью не менее 12 ч, в путь двигаются 2 автолюбителя.
Перемещение автобусов на междугородных маршрутах организуется по сквозной системе, при которой пассажиры на протяжении всего пути следуют в одинаковом автобусе.
По методике, спроектированной НИИАТом для автобусных транспортировок, на дистанцию до 500 км и не менее рекомендуется сменно-турная езда, когда автобус обслуживают в течение выражения 2 либо несколько команд автолюбителей, любая из которых состоит из 2 чел.
При сменно-групповой езде любой автолюбитель обслуживает различные автобусы на собственном отделе (плече) маршрута. Применение данной системы рекомендуется на маршрутах длиной 200—1000 км и более с некоторым количеством рейсов через одинаковые интервалы. Данная система гарантирует обычный порядок труда и отдыха автолюбителей.
Сменно-турно-групповая езда советуется на маршрутах длиной от 700 км и не менее. К дефектам данной системы относится также, как и для турной езды, трудности в снабжении хорошего режима труда и досуга водителей.
Результативность применения этих систем компании транспортировок на междугородных маршрутах расценивается показателями скорости перемещения автобусов на маршруте, временем выражения автобусов на маршруте (временем автобуса в имидже), коэффициентом применения времени оборота ko = ТДв/Тоб, себестоимостью транспортировок (траты на 1 пасс-км), оценкой условий труда и досуга автолюбителей.