За прошедшие десятилетия техника визуализации пальцевых отпечатков на месте правонарушения не претерпела огромных перемен.
Сейчас исследователи рекомендовали не менее действенный способ.
Следы пальцев на месте правонарушения интригуют экспертов-криминалистов не только лишь в детективных романах и кинофильмах, но также и в жизни. Правда, находящийся в базе дактилоскопии тезис об особенности и неповторимости папиллярного чертежа ладонных плоскостей кожи человека до сегодняшнего дня академического объяснения не обрел, ну и сама степень достоверности способа идентификации человека по оттискам его пальцев, хоть на деле и принятая за высокую, никогда в жизни строго научно не воспринималась.
Тем не менее, в литературе можно повстречать заявление, что возможность существования 2-ух человек с схожими папиллярными чертежами на пальцах рук составляет 1:64.000.000.000, однако возникновение данной числа неясно, а ее аутентичность подозрительна.
От картотеки — к компьютерным базам данных
Но в любом случае, дактилоскопия твердо вошла в практику работы криминалистов почти всех государствах мира не менее 100 лет тому назад и сегодня используется очень обширно. Истинную переворот в технологии архивирования и учета дактилоскопической информации сделала компьютеризация: на замену аналоговым картотекам пришли цифровые базы данных с автоматической технологией поиска, что существенно форсировало и адаптировало деятельность.
Но система визуализации оттисков пальцев на месте правонарушения в течение многих десятков лет никаких перемен не претерпела. Учитель Роберт Баркер (Rob Barker), академический работник Факультета Лауэ-Ланжевена в Гренобле, объясняет: «Когда мизинец соприкасается с жесткой поверхностью, он оставляет на ней потожировые отпечатки. Чтобы эти отпечатки показать и установить, криминалисты причиняют на них особые разноцветные порошки, частички которых автоматически сдерживаются клейким потожировым веществом либо входят с ним в синтетическую реакцию. В итоге следы делаются видными и могут быть сфотографированы, скопированы на дактилопленку и тому подобное».
Вместо гребешков — бороздки
Неприятность только в том, что при такой технологии след пальца должен быть общим, чтобы трибунал объявил его уликой либо подтверждением. Но на деле это бывает нечасто, поэтому всего двадцать % обнаруженных и отмеченных криминалистами оттисков пальцев владеют качеством, необходимым для признания трибуналом. «Новые следы пальцев, брошенные на месте только-только безукоризненного правонарушения, обнаружить сравнительно нетрудно, — подчеркивает Роберт Баркер. — А увидеть старые следы — к примеру, на гильзе патрона, длительное время пролежавшей в воде, — намного тяжелее. Однако спроектированный нами свежий способ и при таких раскладах дает приемлемые итоги».
Способ подходит для обнаружения оттисков на железных поверхностях и основывается на том, что потожировое вещество, производящее пальцевой след, считается диэлектриком, другими словами не ведет ток. На следонесущую плоскость сервируется слабое усилие и синхронно наносится полипиррол — особый цветной электроактивный полимер, который сосредоточивается на тех отделах, где сплав не имеет потожировой изоляции. «Если вы взгляните на краешек собственного пальца, то найдете на коже рисунок из чуть больших изгибистых возвышенностей и ложбинок — так именуемых гребешков и бороздок, — объясняет Роберт Баркер. — Отпечатки на плоскости оставляют гребешки, и до сегодняшнего дня как раз их и отмечали криминалисты. Мы же разбирает бороздки».
Электрохромный полимер с флуоресценцией
Потожировые отпечатки гребешков формируют на железной плоскости в каком-то смысле трафарет, мешающий мерному растеканию полимерной массы и принуждающий ее наполнять только отделы, свободные от потожировой изоляции. Визуализация получается из-за того, что полимер владеет электрохромным результатом, другими словами заменяет оттенок под действием тока. В конце концов, на плоскости создается детальнейшая полимерная пленка с разноцветным изображением пальцевого следа — насколько бы отпечаток-негатив. Чувствительность способа очень высока: потожировой след шириной всего во много миллиардных частей мм надежно предупреждает контакт разноцветного полимера с электропроводящей железной поверхностью.
Помимо этого, полимер имеет еще и частички обширно использующегося в криминалистике и биологии люминесцентного пигмента, выдающего собственное наличие только при освещении УФ лампой. Впрочем внедрение в электрохромный полимер необходимого числа пигмента — цель сложная, создатели способа совладали с ней благодаря присутствию в Факультете Лауэ-Ланжевена самого производительного во всем мире экспериментального реактора. «Данный полимер можно представить себе как в каком-то смысле губку, — подчеркивает Роберт Баркер. — Применяя наш ресурс нейтронов, мы сумели изучить за действием насыщения полимера люминесцентным пигментом и установить те характеристики — температуру, концентрацию элементов, длительность реакции и тому подобное, — обеспечивающие подходящее расположение частиц пигмента в данной полимерной губке».
Сейчас слово — за милицией Лестера
Такое соединение электрохромного и люминесцентного результатов делает свежий способ обнаружения пальцевых отпечатков не менее чувствительным, не говоря о том, что его можно смешивать и с классическими способами, так как следы гребешков остаются неповрежденными. «Мы сможем, как минимум, умножить результативность дактилоскопии при помощи нашего способа, — говорит Роберт Баркер. — Другими словами далее в суде будут считать признание не двадцать, а, по меньшей мере, 20 % обнаруженных специалистами оттисков пальцев».
Жалко, разумеется, что область использования способа обходится токопроводящими поверхностями, но также и это много: так как в большинстве случаев экспертам-криминалистам нужно иметь дело как раз с железными объектами вроде ножей, кастетов, кусочков арматуры, пулевого оружия, боеприпасов и тому подобное, в особенности если говорить о грехах, сопряженных с насилием.
Пока, правда, свежий способ не вышел за порог экспериментальной корпорации, однако данный шаг не за горами. В скором времени он будет проходить проверки в Англии, в полицейском управлении города Лестера, добро группа исследователей Лестерского института возглавляемые доктором Робертом Хиллменом (Rob Hillmen) принимала самое участие в его подготовке. И в случае если способ обоснует собственную результативность и долговечность на деле, он скорее всего оперативно обретет большое распределение, к тому же УФ лампы и многое другое нужное для его использования оборудование сегодня есть в любой криминалистической корпорации.
Ресурс: Русская работа DW