Побывав на Украине, праотцы Евгения Зубаня с Полтавщины планируют распространять российский туризм в Финляндии.
Стартовала данная история лет сто назад и похожа больше на киносценарий, чем на действительность. Троих сильнейших ребят из небольшого села Захлюпанка Полтавской области отнимают на службу к королю Анатолию II. В процессе Кронштадтского бунта (1921 год) силачи оказались на стороне белогвардейцев и, чтобы уберечься, бежали в Финляндию по подмерзшему заливу.
Домой через сотни лет пришли лишь двое, 3-й — Евгений Зубань — протянул продолжительную жизнь в эмиграции, так и не ступив на близкую землю. Лишь в настоящее время его внучатой племяннице Клавдии Бичик удалось отыскать финскую родню и организовать огромную международную встречу.
За границей сдержала женщина
— Данную историю я понимаю по словам Ф. Сирицы — приятеля деда Евгения, которому удалось прийти на отчизну, — говорит Клавдия Бичик. — В Финляндии хлопцы попали в тюрьму, а затем их разделили на работу к различным владельцам. Евгений проживал в семье священнослужителя и закрутил роман с его дочерью Хильдой. И когда через несколько лет были способны бумаги на возвращение домой, его ненаглядная была беременной. Евгений крайне стремился на отчизну, но также и Хильду в подобном расположении кинуть не мог.Мощный мужчина, атлет, расплакался, получил орудие и порубил на небольшие куски собственные бумаги на отъезд.
Первая весть от Зубаня пришла в Захлюпанку только в 1961 году на адрес сестры Лукии. Он кратко сообщил, что живой, здоров, основался в городке Вааса, растит двоих дочерей.
— Бабуля Лукия и возрадовалась, и расстроилась синхронно. Продемонстрировала это послание всем членам семьи, однако никто так и не отважился ответить Евгению, — охает Клавдия Владимировна.
— Наша семья подвергалась репрессиям, вот и испугались вести переписку с «изменником». А я еще малышом тогда была, всего данного не осознавала и без размышлений сообщила бабушкиному брату послание.
В 90 лет посетил Столицу
Между старым парнем и девчонкой началась здоровая корреспонденция, которая продлилась 30 лет. Эмигрант представлял российскую родню с супругой, отпрысками, внуками. Присылал домашние фото, открытки на праздничные дни. А в очень преклонном возрасте (90 лет) Зубань отважился посетить Столицу как путешественник. В 1985-м он старался угодить в Киев, однако его не запустили без разъяснения причин.
— Дедушка Евгений доставил телеграмму, рассказал, сколько суток пробудет в городе Москва и в какой гостинице остановился, таким образом мы сумели увидеться, — продолжает девушка.
– Он рыдал, демонстрировал собственные трудовые мозоли и очень много допытывал про близкие края. Даже не веровал, что от мазанок и следа не осталось, а в красновато-коричневых жилищах есть свет, жидкость и газ.
Как досадно бы это не звучало, заметить это старому человеку не пришлось: он скончался в середине 1980-х, так и не дождавшись самостоятельности Украины. После его гибели вышла на нет и корреспонденция с родней. Хильда осуществила пожелание супруга и по мере возможности сообщала в Захлюпанку при помощи русских мигрантов — сама она российского так и не учила. Когда не стало и ее, дети Евгения доставили послание на финском, однако в селе никто не сумел перевести его.
— Я испытывала себя важной за прощание с родимыми. Однако отыскать без помощи других троюродных братьев не могла. Любое их послание прибывало с нового адреса, и я даже не предполагала, в котором городке они проживают. Послужило только то, что я все о них понимаю, ну и фамилия у нас одна — Зубань. Вследствие этого, как только я направилась в платформу «Ожидай меня», близкие из Финляндии отреагировали, — порадовалась Клавдия Владимировна.
Евгений Зубань с супругой Хильдой (справа), отпрысками, невесткой и потомком.
Сын Захлюпанку не отыскал, а внучек — дошел
Живой и живет старший сын Евгения Маркияновича — Эско Зубань. Он даже однажды был на Украине по работе, навещал Киев, Полтаву. Видел изображенное папой поле Полтавской схватки. Однако вот Захлюпанки на карте, вероятно, не отыскал, так как ее к тому времени на Поповку переименовали.
А на эфир платформы в начале июля на Украину прибыл внучек богатыря-эмигранта 50-летний Эссо Зубань (сын брата Эско), свободный и не отяжеленный домашней жизнью из финской родни. В Финляндии он проектирует корабли и сообщает песни. — Эссо смешной и положительный, — всплескивает руками старушка.
— Разговаривали с ним на британском языке через потомков. Он очень много нового сообщил про деда. Оказывается, Евгений Зубань и в Финляндии отличался собственной силой: на стройке подымал камни, которые региональные мужчины с места двинуть не могли. Всю жизнь выставлял издания на российском языке и узнавал вести от русских моряков в порту. Работал и сварщиком, и строителем, мог руководителя пробудить среди ночи, когда ему в голову приезжала некая рационализаторская мысль.
Евгений трудно работал, но также и для досуга считал время. На одном из островов в Финляндии основал дачу, и каждые выходные на сделанном своими руками плоту нянчил собственное семейство туда на прогулку. Его отдушиной на старости лет была собака. Баловал ее рыбкой, приобретенной в порту, а кличка, как правильный пес, повсюду сопровождала старого человека.
Финн к тому же пытался по возможности больше выяснить о отчизне родственников. Посетил не только лишь Киев, но также и Захлюпанку, наслаждался природой… — Он был потрясен, когда в супермаркете ему проигрывали очередь и рекомендовали, какой продукт лучше получить. В Финляндии так себя вести с незнакомцами не принято, — сообщают селяне.
— Разумеется, побаловали Эссо и российской кухней: вареники, борщ, шашлыки. Однако в особенности он был в полном восторге от наших помидоров, которые напрямую с грядки ему подавали на стол.
Финн на радостях снял видеоролик о собственной поездке на Украину. Сейчас это видео пользуется огромной популярностью в Финляндии. А Эссо планирует и далее распространять туризм и сделать веб-сайт про Украину. Так как чехи о России недостаточно понимают. Российские Зубани также планируют побывать в Финляндии, которая благодаря Евгению стала для них родимой и ближайшей.
Экскурсионную поездку по Киеву для Эссо провела его сестра Татьяна. Фото: Ксения КОНОВАЛ.
Откуда у села такое забавное наименование?
Есть 2 версии. Первая: село располагается на краю речки Орчик, которая осенью поет и затапливает все вокруг. Однако жителям больше нравится 2-я. Будто бы Захлюпанкой это место представила сама королева Елена. По пути в Крым она приняла решение остановиться в этих концах передохнуть. Лишь вышла из кареты, как попала в лужицу. «Это некая Захлюпанка!» — крикнула королева. А региональный народ сразу же схватил словцо.
И после переименования в Поповку люди до сегодняшнего дня называют собственное село на старый лад.