Петербуржская архитектура необычна и разнообразна, здесь можно, просто гуляя, любоваться и фотографировать все дома его исторического центра. Но даже на отдалённых малоизвестных улочках можно встретить настоящие архитектурные сокровища. Так что нужно просто побродить между музеями, театрами, особняками и доходными домами, и что-нибудь интересное обязательно найдётся.
1. Дача Гаусвальд. На Каменном острове Санкт-Петербурга сконцентрировано много необычных зданий, построенных в разных архитектурных стилях, начиная от классицизма и заканчивая модерном.
Одной из первых построек во входящем в моду стиле модерн не только в Петербурге, но и в России, стала построенная в 1898 году дача Гаусвальда, получившая своё название по фамилии её первых владельцев – немецкой семьи Гаусвальд.
Жена булочника Евгения Гаусвальд явно высоко ценила новые веяния в архитектуре, что и отразилось во внешнем виде её дачи. Здесь видны самые яркие признаки стиля модерн – асимметрия и плавные закруглённые линии.
В форме здания есть что-то от английского коттеджа, оно разделено на несколько зон, в каждую и которых был оборудован отдельный вход. На первом этаже дома находились жилые помещения, а гостей размещали на втором.
Из-за необычности своего вида дачу Гаусвальда часто снимали на видео и фото. Тут проводились съёмки таких знаменитых фильмов, как «Летучая мышь», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Дон Сезар де Базан». Здесь когда-то проживала Ирэн Адлер.
2. Особняк графини Клейнмихель. На том же Каменном острове есть ещё одно здание с приметной архитектурой – особняк графини Клейнмихель, выстроенный в духе романтизма. Хорошие новости России ищите пройдя по ссылке.
Дом строился не для самой графини, а для руководителя французской театральной труппы Э. Женьеса, проектировал его архитектор А. Штакеншнейдер. Строительство здания закончилось в 1836 году, но лишь в 1893 году его арендовала на 90 лет графиня М.Э. Клейнмихель. Затем дом несколько раз перестраивался, поскольку каждый новый владелец, стремился отразить в нём свои архитектурные пристрастия. В результате он оброс пристройками и элементами готики и неоготики.
Оригинальные интерьеры практически не сохранились, остались лишь кованая решётка и ворота начала XX века. В узорах причудливо вплетены саламандры и монограммы МК, на столбах ограды красуются кованые драконы, держащие в пастях фонари освещения. Благодаря этому особняк похож на сказочный замок, в котором, может быть, до сих пор спит зачарованная принцесса.
3. Дом Зингера. Дом Зингера (позднее Дом книги) – не только известный питерский книжный магазин, но и архитектурный памятник в стиле модерн, построенный в начале прошлого века.
Компания Зингер просидела в этом здании всего около 10 лет, после чего в 1919 году её сменил книжный магазин, ставший одним из центров культурной жизни города. На верхних этажах в своё время располагался ряд издательств, поэтому книги здесь не только продавались, но и рождались.
Само здание создавалось по американским лекалам. Поскольку в центре города было запрещено строить высотные здания, поэтому «Зингер» решил подчеркнуть свой масштаб громадным стеклянным глобусом. Здесь особенно привлекают детали: скульптуры, богатая лепнина, огромные окна витрин. При внимательном взгляде можно заметить символы швейного дела – швейную машинку и веретено. От бога торговли Гермеса на фасаде здания остались крылатая шляпа и жезл с парой змей.
Не менее интересен и интерьер дома «Зингер»: венецианская штукатурка, мраморные лестницы, декоративные элементы с позолотой. Он больше похож не на магазин, а на музей.
4. Доходный дом Н. Никонова. Гуляя по Петербургу, довольно трудно найти неприметную Колокольную улицу, на которой в XIX столетии ютились сиротский приют да доходные дома. Но именно один из последних и стал объектом культурного наследия города – тот, что построил архитектор Н. Никонов.
Раньше здесь стоял двухэтажный купеческий дом, который усилиями Никонова вырос до пяти этажей. Архитектор много трудился в области храмовой архитектуры, поэтому и фасад у него получился чем-то похожим на старинную церковь.
Здесь огромное количество мельчайших деталей: были использованы разноцветные изразцы и штукатурка, но есть места с исходной кирпичной кладкой. Повсюду видны керамические вставки: на портиках, колоннах, на крыше и вокруг окон – словно весь дом покрыт глазурью. Так выглядит неорусский стиль, для которого характерны русские мотивы. Здание является не только архитектурным памятником, но и памятником декоративно-прикладного искусства.
5. Собственный доходный дом А. Бубыря. Это здание, расположенное на Стремянной улице, объединило рыб, ёжиков и В. Цоя. Архитектуру его можно определить как северный модерн.
Дом уместился на узеньком клочке земли, кому-то он кажется «живым», близким к творениям великого каталонца А. Гауди. Главным фасадом дома занимался архитектор Н. Васильев, который избегал чистых линий, поэтому окна приобрели неправильную форму, эркер смещён от центра, облицовка стен также неоднородная – где гранит, где керамическая плитка, а где и штукатурка.
Интересны скульптуры здания. Фасад украшен персонажами из русских народных сказок, а, кроме них, можно видеть птиц, рыб, земноводных, растительность, по этой причине в народе здание прозвали «домом с рыбами и ёжиками». Кроме них есть тут и фантастические существа, что является одним из признаков модерна.
А. Бубырь приобрёл уже готовое здание, хотя именно он и оставил ему своё имя. В 1980-е годы здесь работало кафе «Эльф», в котором собирались рок-музыканты, поэты и писатели, среди них был и Виктор Цой.
6. Египетский дом. Этот дом невозможно не узнать и не заметить. Сразу вспоминаются гробницы фараонов, вход в которые преграждали огромные изваяния. Вот и в Египетском доме вход сторожит статуя бога Ра, а над входом также видны богиня неба Хатор и крылатый солнечный диск. Впечатляет даже такой, далеко не полный пантеон.
Постройку дома заказала Лариса Нежинская – супруга важного чиновника. Хотя дом изначально и предполагался, как доходный, но заказчице всё равно хотелось чего-то этакого, необычного. Проектировал его Михаил Сонгайло, работавший в стиле неоклассицизма. В то время сильно было увлечение оккультизмом и мистикой, поэтому в эту концепцию египетская тематика вписалась весьма органично.
Дом строился два года и был готов в 1913 году. Своей архитектурой и современными на ту пору технологиями дом произвёл настоящую сенсацию. В нём, например, работал автоматический лифт. Основное внимание привлекает главный фасад здания, щедро украшенный пилястрами, полуколоннами, барельефами, чередующимися мистическим символами, образами античных богинь и мифических существ.
7. Санкт-Петербургский театр им. А. Миронова. На Петроградской стороне, на пересечении Большого и Каменноостровского проспектов находится так называемый «Дом с башнями», напоминающий замок. Появился он здесь в начале прошлого века, когда в рамках перепланировки города было снесено стоявшее тут женское училище.
Первоначально работами руководил инженер и архитектор К. Розенштейн, который хотя и выполнил проект, однако, в одиночку воплощать его не решился, поэтому подключил к процессу другого архитектора А.
Белогруда. Тот предложил отталкиваться от идеи типичного английского замка, добавив к нему неоготические и неоренессансные элементы. В результате фасад был украшен необычными эркерами в виде башен, напоминающих шахматные ладьи, а также витражами и арками. Также в стене одной из башен установили циферблат со знаками зодиака.
До революции он был доходным, а потом был национализирован. Теперь в этом здании действует Антреприза им. Андрея Миронова. В 2000-м году здесь произошёл сильный пожар, но значительно пострадавшее здание восстановили и вновь открыли для публики.
8. Особняк Брусницыных. В промзоне Васильевского острова стоит достаточно необычный каменный особняк Брусницыных, построенный неизвестным архитектором в духе эклектики.
В архитектуре прослеживаются черты различных стилей, эпох и народов. Глядя на него можно подумать, что архитектор решил втиснуть туда всё, что знал об архитектуре – отголоски неоготического, неовизантийского, неорусского стилей, чуточку мудехар и индийской культуры.
Владели этим особняком богатые промышленники, которым принадлежал ряд кожевенных мануфактур. В интерьерах дома можно путешествовать по разным эпохам: времён правления Людовика XV, позднего Возрождения или рококо.
Здесь были собственная оранжерея и щедро украшенные парадные залы.
Теперь же внимание к особняку больше привлекает легенда о «зеркале Дракулы». Рассказывают, что данное зеркало в прошлом висело в одном из венецианских дворцов, в котором покоился прах вампира. Когда оно перекочевало в Россию, то превратилось в проклятье для людей, неосторожно посмотревших в него. Но недавно особняк сменил владельца, который прекратил туда экскурсии – значит, многие жизни будут спасены.
В такой огромной стране, как Россия есть множество красивых уголков. Причём многим соотечественникам не придётся ехать далеко, ведь есть интересные ме…