5bad88e4

Отечественный нейропсихолог в ударе от манипуляции сознания СМИ

ТВ

Доктор кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова, врач эмоциональных наук Ирина Соколова — эксперт необычный. Числа рассказывают о человеке временами больше, чем слова: у нее около 200 публикаций в наиболее элитных академических российских и иностранных изданиях.

Как раз ее, как тяжелого специалиста по психологии и психоаналитика, специалиста, имевшего дело с тяжелейшими изъянами и прекрасно видящего глубокие процессы нашей психики, я просила посмотреть видео общественно-политических ток-шоу ведущих телеканалов отечественного ТВ за прошлый год. И ей, понимающей все знаменитые методы психической обороны от мощной манипуляционной атаки, стало не по себе: «Я взглянула все, что вы мне доставили, однако свежие передачи смотреть не буду. Это просто пытки какие-то…»

— Отчего у нас настолько много людей, которыми без проблем жонглировать?

— Социальная действительность становится все более и более трудной, непредвиденной и зловещей собственной неопределенностью. Но телевидение еще и усугубляет ужасы, намеренно доводя людей до положения беспорядка и паники. В обстановки сделанного сильного стресса вероятны «поломки» устройств оптимального мышления. Люди без проблем уподобляются массе, где работают архаичные инстинкты, простые чувства инфицирования и единообразия. Наши и индивидуальные черты при этом вымываются. Люди ожидают и хотят отыскать тех «сильных», кто предложит им «порядок» и болеутоляющие грезы. Вспомним нижегородского Луку: «Если к истине непорочный мир проезжую часть отыскать не может — честь безумцу, который навеет населению земли сон золотой!»

— Сон, внушаемый телевидением, трудно представить «золотым». Довольно вспомнить растиражированную в начале июля Первым каналом ужасную неправда о «распятом» в Славянске 3-х летнем малыше.

— Манипулятор не размышляет о том, что будет с человеком, его различает чувственная сухость, жестокость, тупоумие в каком-то смысле. На самом деле, этнопсихология манипулятора — это этнопсихология убийцы. Когда преступников везут на место правонарушения, они так как не грохаются в обморок, не обливаются слезами, но легко рассказывают о приключившемся, демонстрируют на особых куколках, как они давили, принуждали, разрезали. Это безотносительная нечуткость, неспособность понимать, осознавать, ощущать, жалеть. Манипулятор, как и убийца, чувственно дефективен. Вместо ценностного отношения к лицам у него к ним глубочайшее пренебрежение.

— Я вижу глубочайшее пренебрежение на лицах ведущих передачи «Политика» Петра Тучного и Александра Гордона. То же выражение у перманентного посетителя всех времен и каналов Владимира Жириновского.

— У любого — собственный фирменный стиль манипуляции, однако есть в их числе и универсалы, чей внешний вид, повадка придерживать себя, отшлифованные интонации и жесты обращают на себя внимание, как свет железного молоточка в руках древнего гипнотизера… Но в случае если уж вы начали говорить о передаче Петра Тучного, то я обращу внимание на одну технологию, которая им с успехом применялась в одним из проектов, — смена резонов, вкладывание собственных интерпретаций в слова оппонента. Для этого в «сценарии» ток-шоу нужно просто наметить наличие какого-то жителя другой страны. Тут есть «успокаивающий» предпосылка: глядите, мы терпимы, мы — демократическая страна! А потом возможного оппонента можно нежно «убрать»: к примеру, представитель Германии слабо говорит по-российски. Недостаточно ясно, что он желает сообщить, он едва выбирает слова, и Петр Полной, как будто весьма сострадательно, «подстраиваясь», наступает ему на помощь, «зеркалит» и «читает» его идеи. При этом вносит в его ответ «нужные» слова и предложения, которых тот не сказал, ну и, вероятно, не имел их в виду, поскольку не осознал сущность весьма оперативной речи ведущего. Полной пользуется тут популярным психическим приемом предложения либо «программирования»: «Вы так как планировали сообщить…» либо «На самом деле вы имеете в виду…» И это пишется нежно, учтиво, таким образом собеседник в оторопи принужден договориться…

Маска презрения и тоски скорее всего к «лицу» соведущему Тучного, Александру Гордону. Это «идейный» антиамериканист кроме того, я склонен думать, еще и человеконенавистник, обозленный на весь мир. Его способ психического убийства — замечание, априорно обесценивающий отношение к человеку. Это без проблем может сколотить с толку деликатного и чувствительного посетителя студии, преобразовать его в глазах телезрителей в неотчетливо щебечущего «лузера».

Отчего в их передачах всегда Жириновский? Либо, выскажемся так, символический «Жириновский», поскольку людей, копирующих его манеру действия, на всех телеканалах стало очень много. Он — объявленный специалист эпатажа, дебоша по каждому предлогу. Однако, разумеется, его возлюбленные темы — «имперскость России», «назад в СССР», вооружение, призыв, битва, «чрезвычайка». Фразы он создает преднамеренно просто и всегда в положительной манере, они звучат как девизы, как вызовы к безотлагательному действию. Это типический манипулятивный прием «наводнения аффектом», нацеленный на чувствительного и нервного человека. Я бы указала и на невербальные способы непрямого предложения: кованая пантомима и владение позой, особые и динамически меняющиеся интонации голоса, захват места и времени обсуждения вопроса. Показывается верность и апломб, что интересно для почитателей «сильной руки». Отмечу, что мы в настоящее время сообщаем о «Жириновском» относительном, скорее всего о парадоксе, чем о настоящем человеке: этика тяжелого специалиста по психологии запрещает применение исследовательских групп за пределами строго некоторой квалифицированной обстановки.

Есть совершенно «жириновская» публика, ее нежными, убаюкивающими и шумящими речами подобно Петр Полной не возьмешь. И тут входит «большая артиллерия», спортивное проникновение, способное психологически уничтожить, «отключить», — и вот человек «готов» для употребления любых взглядов. Тут есть параллель и с наведением магнетического положения, либо, как в настоящее время рассказывают специалисты по психологии, — модифицированного сознания. Гипноз запрещен в практике не лечебного использования, однако есть различные не лечебные модификации придание транса. Эффект отключения ума может появиться от быстро рельефной речи, внезапной ослепительной и чувствительной организации сообщающего, неоднократных повторений вида мантры, которые вызывают впечатление «вколачивания» неописуемого экстаза и кошмара. Появляется вид ненормального. Помните, в драме «Борис Годунов» безумного на паперти? Казалось, что он-то и «глаголет истину». Вполне может быть, данная организация укладывается на один из подобных сказочных архетипов народа: «Слушайте, прослушивайте, он истину говорит!» Он может идти на нас с ломом, однако как раз ему нужно верить. Это один из наиболее «нижних» архетипов неосознанной злости, требующей безотлагательной разрядки, непосредственного действия: «Под ружье! На войну!» В одном из ток-шоу Жириновский практически орет: «Меркель выполняет 3-й рейх, германский рейх будет царствовать!.. Мы можем сообщить неполную мобилизацию!…» Весь смысловой ряд пульсирует усилием и опаской: всё, конец, далее — битва.

Но в процессе битвы все в игре, все управляемы, себя ведут отлично по отношению к силам. Единственное образование, способное нас объединить и аргументировать, — это образование во имя битвы. Оксюморон; на самом деле — битва и образование. Это весьма преждевременное, простое положение сознания. И манипуляция именно призвана разделить единство и премудрость нашего жития, распылить резоны, моментально спустить нас на данный нижний ребячливый уровень мировосприятия. В страсти, в нерешительности, в неудовлетворенности люди хотят идентификации с чрезвычайным, геройским, «идеальным» и через соединение с ним возместят собственные комплексы и травмы, собственные оскорбления. Но тот, кто не с ними, — тот против них, «враг», «нацпредатель»… Вот цель муссирования темы битвы в общественно-политических ток-шоу — объединение «своих» и поляризация «чужих». Это адаптация публичного сознания к оттеснению инакомыслящих, к заключительному разрыву с интеллигенцией, с мыслями европейского пути РФ.

— Вероятно ли перечислить все манипуляции?

— Нет, общего ассортимента средств действий во всем мире нет: их многочисленное число. К примеру, бесстыжее воспевание кого-то, лакировка реальности и смена разносторонней действительности иллюстрацией «пазитива» — также манипуляция. Как и попытка разделить всеми подходящими средствами, обесценить, духовно убить оппонента. Превосходный специалист этих догадливых технологий — Владимир Соловьев. В его передаче «Воскресный вечер» насмешки, уговаривание, аккредитация, бесславие, объяснение человеку не существующих свойств заливаются как из токосъемник обилия. Это — кинотеатр манипулятора, в котором оформление, бесспорно, есть. Соловьев подчеркнуто показывает равное внимание всем созванным, однако между переходами от одной стороны к другой мимоходом кидает фразы, которые практически размазывают человека, его репутацию. Посетитель становится насколько бы меньше, сжимается. И в данном я вижу предпосылка зрителям: вы делите позицию неудачника?

Во владении данными мощнейшими средствами действий — пренебрежение, бесславие, аккредитация — канал НТВ, на мой взгляд, вполне может занять наградное место. Апофеоз этого назначения — бесславная передача «13 товарищей хунты». Там, к примеру, звучит закадровый документ: «В то время как с первыми аккордами гитары Макаревича…» Тут не надо даже работать, находить особые технологии, творцы этого шедевра просто приняли все, что было приобретено русской пропагандой: «В то время, как весь русский народ… эти противники…» Однако как они это применяли? Вот в кадре расступаются первые аккорды гитары, но следующим кадром идут взрывы, обрушенные дома Донецка и Луганска, мертвецы. Всё! Вид излюбленного однажды Макаревича демонизирован до безотносительного зла, любое позитивное отношение к нему может быть подобным приемом истреблено. То же самое с Дианой Арбениной.

Как выделить манипуляцию? Это когда рассказывают оперативно — нет пауз. Там, где нет пауз, нет места для рассуждения. Речь в данном случае идет непрерывным потоком, истерически-пафосная, с неоднократно циклической человеконенавистнической лексикой, она кипятит вас в чувствах уныния, ужаса и злости. Вы полностью во власти сообщающего. Это в целом боевые стратегии: вы не должны думать, вы слышите команду «Пли!» и где-то в соцсетях расстреливаете того, на кого вам показали. Это наиболее мощная манипуляция. Она прекрасно выдается людям с некрофильским нравом. К примеру, у Д. Киселева почти все мнения сконструированы на влечения к уничтожению. Когда он и прочие телеманипуляторы предоставляют волю злости, они как будто источают наслаждение, впрочем речь в данном случае идет о ужасных вещах.

— В ежедневной жизни это можно назвать «вампиризм». Но в психологии?

— В психологии, в сути, так и именуется — «манипуляция».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий